Как объяснить пациенту, зачем соблюдать рекомендации?
Комплаентность
На комплаентность влияет большое количество различных факторов, начиная с возраста и психологического статуса пациента, его самочувствия и заканчивая спецификой терапии, сложностью схемы лечения, числом назначенных препаратов, кратностью их приема и даже внешним видом упаковки2.
Почему это важно?
Связь между клинической эффективностью терапии и приверженностью больного врачебным рекомендациям подтверждена результатами многочисленных исследований. Например, при рецидивирующей инфекции мочевыводящих путей (ИМП) у детей высокая комплаентность к антибактериальной терапии сопровождалась наименьшей частотой повторных эпизодов инфекции (3,0/год) в сравнении со средней (4,8/год) и низкой (7,2/год)1.
Как врач может повлиять на комплаентность?
Существует еще один фактор, влияющий на приверженность терапии, — это то, каким образом сам врач доносит информацию до пациента. Разъяснения могут быть непонятны и перенасыщены не знакомыми пациенту терминами. Информации может быть слишком мало, а может быть слишком много. Она может быть не той по содержанию, которую хочет или к которой готов пациент. Все это напрямую влияет на понимание, запоминание и выполнение рекомендаций3.
В настоящее время пациентоориентированность считается основой отношений врач-пациент. Derksen F. и соавт. в обзоре литературы на основании баз данных PubMed, EMBASE и PsychINFO за последние 15 лет доказали корреляцию между пациентоориентированностью врача и удовлетворенностью пациентов, в том числе и их готовностью выполнять рекомендации4.
Все пациенты разные. Некоторые пациенты хотят знать, как именно действует лекарство, другим достаточно его названия и инструкций по приему. Эффективные навыки разъяснения позволяют дать человеку именно ту информацию, которая ему нужна, в том объеме, в котором она нужна, и не тратить сил и времени на то, что пациента не интересует и он все равно не запомнит3.
Что значит пациенто-
ориентированность на конкретном примере?
Например, при назначении антибактериальной терапии в педиатрической практике, одной маме будет достаточно сказать: «Давайте по одной таблетке 2 раза в день 7 дней».
К другой надо будет подойти с позиции американских экспертов 4, которые рекомендуют указывать в инструкции по применению любого антибиотика: «…пропуск приема очередной дозы препарата или преждевременное окончание рекомендованного курса антибактериальной терапии могут сопровождаться снижением эффективности лечения и повышением вероятности развития лекарственной устойчивости бактерий».
Третьей же надо будет сказать, что если температура ушла после двух суток приема препарата, это значит что препарат начал работать, но обязательно необходимо завершить курс полностью4.
Кроме того, многие лекарственные препараты могут быть представлены в разных формах. Таблетки, суспензии, капсулы, растворы, квиктабы с различными вкусами и ароматизаторами…
Спросите у ребенка или мамы, любит ли пациент вкус апельсина или мяты, ведь это тоже может быть определяющим фактором приверженности к лечению. И никогда не будет лишним переспросить, понятна ли схема терапии. В дополнение всегда можно дать памятку пациенту, как принимать лекарства.
Используйте простую таблицу для записи схемы применения. Укажите наименование препарата и дозировку, время и дни приема. Например, так:
Скачайте бланк для распечатки, чтобы использовать его во время приема.
Скачать форму листа назначений
Ссылки
- Daschner F., Marget W. Treatment of recurrent urinary tract infection in children. Compliance of parents and children with antibiotic therapy regimen. Acta Paediatr Scand. 1975; 64 (1): 105–108.
- Старостина Е. Г., Володина М. Н. Роль комплаентности в ведении больных диабетом. РМЖ. 2015; (8): 477–480.
- Сонькина А. А. Навыки профессионального общения в работе врача. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015; (1): 101–107.
- Царанов К. Н., Пивень Д. В. и соавт. Влияние пациентоориентированности на вовлеченность пациента в лечение. Менеджер здравоохранения. 2018; (3): 6–14.
- Синопальников А. И., Зайцев А. А. Антибактериальная терапия инфекций дыхательных путей с позиции комплаентности пациентов. Фарматека. 2009; (5): 12–20.