Как врач может объяснить пациенту, зачем соблюдать рекомендации?
Почему это важно?
Связь между клинической эффективностью терапии и приверженностью больного врачебным рекомендациям подтверждена результатами многочисленных исследований. Например, при рецидивирующей инфекции мочевыводящих путей у детей, высокая комплаентность к антибактериальной терапии сопровождалась наименьшей частотой повторных эпизодов инфекции (3,0/год) в сравнении со средней (4,8/год) и низкой (7,2/год).1
Или, например, высокая комплаентность при приеме больными ишемической болезнью сердца гиполипидемических лекарственных средств (ЛС) корреспондировала со снижением числа случаев коронарной смерти на 10–12%.4

Комплаентность (от англ. compliance – «согласие, соответствие, выполнение, соблюдение») лежит в основе успешной терапии большинства хронических заболеваний.
Особенно таких, которые требуют от пациента длительного, иногда пожизненного, активного, осознанного и ответственного участия в лечении.
Комплаентность включает в себя когнитивный и поведенческий компоненты, т. е. ее можно рассматривать одновременно как отношение пациента к лечению и обусловленное этим отношением поведение.
Когнитивный компонент комплаентности как отношение выражается в желании или намерении пациента следовать рекомендациям, касающимся его здоровья (= «согласие»).
А комплаентность как поведение характеризует реальное выполнение этих рекомендаций в повседневной жизни (= «соблюдение»).
Эти 2 компонента, безусловно, неразрывно связаны друг с другом и не работают по отдельности.2
Нередко термин «комплаентность» употребляют в узком смысле, обозначая им приверженность лишь к медикаментозной терапии.

Адекватным уровнем комплаентности считается прием не менее 90% (у некоторых авторов – 80%) от назначенного количества препарата2.
На комплаентность влияет очень большое количество различных факторов, начиная с возраста, особенностей психологического статуса пациента, его самочувствия и заканчивая особенностями терапии, включая сложность схемы лечения, число назначенных препаратов, кратность их приема и даже внешний вид упаковки.2
Как врач может повлиять на комплаентность?
Существует еще один фактор, влияющий на приверженность терапии - это то, каким образом сам врач доносит информацию до пациента. Разъяснения могут быть непонятны и перенасыщены не знакомыми пациенту терминами. Информации может быть слишком мало, а может быть слишком много. Она может быть не той по содержанию, которую хочет или к которой готов пациент. Все это напрямую влияет на понимание, запоминание и выполнение рекомендаций.3
В настоящее время пациентоориентированность, считается основой отношений врач-пациент. Derksen F. и соавт. обзоре литературы на основании баз данных PubMed, EMBASE и PsychINFO за последние 15 лет доказали корреляцию между пациентоориентированностью врача и удовлетворенностью пациентов, в том числе и его готовности выполнять рекомендации.4
Все пациенты разные. Некоторые пациенты хотят знать, как именно действует лекарство, другим достаточно его названия и инструкций по приему. Эффективные навыки разъяснения позволяют дать человеку именно ту информацию, которая ему нужна, в том объеме, в котором она нужна, и не тратить сил и времени на то, что пациента не интересует и он все равно не запомнит.3
Что значит пациенто-
ориентированность на конкретном примере?
Например, при назначении антибактериальной терапии в педиатрической практике, одному пациенту будет достаточно сказать: «Давайте по одной таблетке 2 раза в день 7 дней».
Другому надо будет подойти с позиции американских экспертов 4, которые рекомендуют указывать в инструкции по применению любого антибиотика: "…пропуск приема очередной дозы препарата или преждевременное окончание рекомендованного курса антибактериальной терапии могут сопровождаться снижением эффективности лечения и повышением вероятности развития лекарственной устойчивости бактерий”.
Третьему же надо будет сказать, что если температура ушла после двух суток приема препарата, это значит что препарат начал работать, но обязательно необходимо завершить курс полностью.4
Кроме того, многие лекарственные препараты могут быть представлены в разных формах. Таблетки, суспензии, капсулы, растворы, квиктабы с различными вкусами и ароматизаторами…
Спросите у пациента, любит ли он вкус апельсина или мяты, ведь это тоже может быть определяющим фактором приверженности к лечению. И никогда не будет лишним переспросить, понятна ли схема терапии. В дополнение, всегда можно дать памятку пациенту, как принимать лекарства.
Используйте простую таблицу для записи схемы применения. Укажите наименование препарата и дозировку, время и дни приема. Например, так:
Скачать и распечатать форму листа назначений вы можете здесь.
- Daschner F., Marget W. Treatment of recurrent urinary tract infection in children. II. Compliance of parents and children with antibiotic therapy regimen // Acta Paediatr Scand. — 1975. — 64 (1). — P. 105–108.
- Старостина Е. Г., Володина М. Н. Роль комплаентности в ведении больных диабетом // РМЖ.
- Царанов К. Н., Пивень Д. В., Линденбратен А. Л., Тарбастаев А. Г. Влияние пациентоориентированности на вовлеченность пациента в лечение // Менеджер здравоохранения. — 2018. — № 3. — С. 6–14.
- Синопальников А. И., Зайцев А. А. Антибактериальная терапия инфекций дыхательных путей с позиции комплаентности пациентов // Фарматека. — 2009. — № 5. — С. 12–20.