Как определить мотивацию пациента к соблюдению рекомендаций по гигиене полости рта

Одна из наиболее важных задач врачей-стоматологов — это предупреждение стоматологических заболеваний. Гигиена полости рта со стороны пациента играет большое значение в достижении этой цели. Недооценка профилактических мероприятий в стоматологической практике приводит не только к патологии органов ротовой полости, но и к утяжелению общих заболеваний, возникновение которых нередко связано с расположением очагов фокальной инфекции в полости рта, особенно при наличии множества разрушенных зубов, при воспалении тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта1.

Добиться снижения заболеваемости можно, развивая профилактическое направление2. Однако количество лиц (пациентов), ухаживающих за зубами, в крупных городах достигает всего лишь 30-40%1.

К сожалению, растущий рынок средств по уходу за полостью рта никак не влияет на частоту применения и развития у пациентов навыков гигиены. Это подчеркивает важность личностных отношений в модели «пациент-врач» и психологических особенностях первых в профилактике заболеваний полости рта.

В исследовании кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова Минздрава России «Роль психологических особенностей личности в формировании мотивации к индивидуальной гигиене полости рта»3 для определения психологических свойств личности респондентов проводилась серия опросов.

В список методов анкетирования вошли:

  • Методика «Диагностика межличностных отношений», Т. Лири
  • Опросник «Уровень субъективного контроля», Дж. Роттер
  • Методика «Интегративный тест тревожности»
  • Методика «Большая пятерка» (OCEAN)

Согласно данным исследования, всех Ваших пациентов можно распределить на 8 типов личности, каждый из которых имеет свои особенности в формировании мотивации к гигиене полости рта.