Как помочь ребенку справиться со страхом на визите к врачу?
В отличие от взрослых, дети порой не могут правильно сформулировать свои жалобы, испытывают более сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни, а также боятся лечебных и диагностических процедур.
74 % детей младшего школьного возраста
испытывают страх перед врачами1
испытывают страх перед врачами1
По результатам исследования представления современных здоровых детей о врачах.
Как страх влияет на поведение ребенка?
Почему же дети боятся или испытывают тревогу на визите к врачу? Для этого есть масса причин от обычной настороженности перед контактом с незнакомым человеком до прошлого негативного опыта болезненной манипуляции.
При этом способы преодоления страха детьми весьма разнообразны. Это может быть реакция в виде борьбы, бездействия или бегства. Реакция бегства может включать не только стремление избежать ситуации, но и, например, проявляться в виде совершения различных отвлекающих действий2.
При этом способы преодоления страха детьми весьма разнообразны. Это может быть реакция в виде борьбы, бездействия или бегства. Реакция бегства может включать не только стремление избежать ситуации, но и, например, проявляться в виде совершения различных отвлекающих действий2.

Вероятно, меньше всего хлопот на приеме доставляет ребенок, который бездействует, впадает в оцепенение:
-
замирает, движения медленные;
-
речь тихая, часто ребенок становится молчалив, не здоровается и не реагирует даже на простые вопросы;
-
просьбы до него доходят медленно.
Подгоняя или критикуя за нерасторопность, можно только усилить стресс ребенка. В данном случае незаменима роль родителя, который поможет объяснить ребенку, что нужно сделать, повторит вашу просьбу и поможет ее выполнить.

Сложнее, когда ребенок во время осмотра всячески пытается избежать контакта:
-
отворачивается;
-
предпринимает попытки выйти из кабинета врача;
-
прячется за маму.
Никогда не критикуйте действия ребенка, особенно при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер и нянь. Не пытайтесь установить свой авторитет в глазах ребенка давлением. У ребенка 4–6 лет недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне, который может проявляться в том числе в виде сопротивления требованиям3.

И самый «трудный пациент» — ребенок, который «переходит в наступление»:
-
проявляет агрессию;
-
кричит;
-
вырывается;
-
машет руками.
Капризничая, проявляя агрессию и упрямство, ребенок не обязательно испытывает страх. Подобное поведение может иметь цель обратить на себя внимание, удовлетворить с помощью посторонних актуальную для него потребность, возникшую здесь и сейчас или даже наказать взрослых за что-либо3.

Установление психологического контакта с маленьким пациентом имеет не меньшее значение, чем лечебные процедуры. Для детей младшего школьного возраста эмоциональный контакт важнее, чем интерьер поликлиники, эффективные лекарственные средства и новые методы лечения1.
3 способа помочь ребенку справиться со страхом
Как помочь ребенку справиться со своим страхом на визите к врачу? К сожалению, универсальных и на 100 % эффективных способов нет, но попытаться стоит:

1
Установить контакт и вызвать доверие4
Незнакомый человек вызывает больше тревоги, чем знакомый, неизвестность и неопределенность пугает. Чем больше у ребенка информации о том, что сейчас происходит и что ему предстоит, тем спокойнее. Как подготовили ребенка родители? Объяснили, куда ведут? Какая цель визита в поликлинику? Лучше дать ребенку эту информацию. «Здравствуй. Я доктор. Меня зовут …», а дальше рассказать, как будет происходить осмотр.Главное — не настораживать ребенка и не подчеркивать ответственность момента. Визит к врачу — обычное мероприятие3.
Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями3.

2
Подстроиться под маленького пациента
Подстройка (копирование), например, по скорости, темпу речи или интонации, поможет повысить бессознательное доверие ребенка к вам5.Если ребенок замер, для комфортного контакта с ним тоже желательно несколько замедлиться. Если ребенок говорит очень тихо — снизьте громкость своего голоса. Если же ребенок шумный и подвижный, то с ним можно говорить громче и действовать активней.
Если в ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика вы проявите негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится3.

3
Поиграйте!
Игра является одним из наиболее действенных средств снятия напряжения, вызванного непривычной обстановкой6. Конечно, непосредственно во время приема сложно генерировать игры, но можно придумать их заранее и использовать заготовки. Например, спрятать канцелярскую скрепку в кулак: «Угадай, в какой руке?» Это не займет много времени, но поможет установить контакт с ребенком.Маленькому пациенту можно также показать порядок действий на игрушке или дать бумагу и карандаш и предложить нарисовать что-нибудь. Рисование позволит ребенку успокоиться. При этом процесс будет протекать более естественно, если вы сделаете вид, что заняты каким-то своим делом6.
А кто же, по мнению детей, «идеальный врач»? Добрый, заботливый, вежливый, не ругается, веселый, много работает, помогает, проводит много времени на работе, лечит так, чтобы было приятно, а не больно, все разрешает, дарит игрушки и конфеты1.

4
Поделитесь с родителями информацией о том,
как подготовить ребенка к приему
как подготовить ребенка к приему
Заключение
А кто же, по мнению детей, «идеальный врач»? Добрый, заботливый, вежливый, не ругается, веселый, много работает, помогает, проводит много времени на работе, лечит так, чтобы было приятно, а не больно, все разрешает, дарит игрушки и конфеты1.
Ссылки
- Руслякова Е. Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах. Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013; (24): 26–36.
- Акопян Л. С. Особенности преодоления страхов у детей младшего школьного возраста. Образование и саморазвитие. 2010; (1): 214–218.
- Бойко В. В. Аксиомы поведения ребенка у стоматолога. Стоматология детского возраста и профилактика. 2010; 11 (4): 54–60.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007: 320 с.
- Лановая В. М. Основные техники НЛП-воздействия в процессе общения профессионального коммуникатора. Инновационная наука. 2019; (10): 107–110.
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». М., 2003: 32 с.
RU-MX-2000052