Как сообщить пациенту о страшном диагнозе

Проблематика

Сообщать смертельный диагноз невероятно тяжело. Может быть, лучше не говорить пациенту о неблагоприятном прогнозе? А если говорить, то как?

В России эта тема обсуждается мало, четкого регламента — как и когда следует рассказать пациенту о болезни, не существует. Этому не учат ни в медицинском вузе, ни во время больничной практики, ни на медицинских конференциях.

Как сообщить пациенту о страшном диагнозе

Сообщать или не сообщать?

Еще пятнадцать лет назад врачу было негде почерпнуть информацию о том, как грамотно сообщать тяжелые новости. В медицине существовала практика не говорить пациентам о смертельном прогнозе, но сообщать родственникам. В историях болезни двадцатилетней давности даже встречается диагноз «злокачественная аденома».

Родственники против того, чтобы называть пациенту диагноз в 30 % случаев.

 
 

Позже «политика» диаметрально поменялась: пациенту сообщали диагноз во всех подробностях, даже если ему не требовалось знать так много.

По закону, врач обязан проинформировать пациента о целях, методах, рисках и последствиях лечения. Пациент имеет право получить в «доступной для него форме» информацию о состоянии своего здоровья, но эти же сведения не могут быть предоставлены против его воли.

В 2016 году благотворительный фонд «Живи сейчас» совместно с порталом Милосердие.ru провел первое исследование-опрос в этом направлении:

— Хотели бы вы первыми узнать о диагнозе и самостоятельно решать, сообщать о нем своим близким, и когда?

Из 712 респондентов 80 % пациентов ответили положительно.

 
 

В реальности одни пациенты хотят знать все и помогают врачу с лечением, другие — хотят знать, но впадают в панику и мешают, а третьи ничего не хотят знать.

Ситуация в других странах

В США и Европе сообщение «плохих новостей» рассматривается как в рамках коммуникации «врач — пациент», так и в качестве самостоятельной области медицины.

Во многих странах разработаны протоколы и министерские рекомендации о том, как врач должен сообщать диагноз. Самый распространенный гайдлайн называется SPIKES и включает шесть этапов2:

SPIKES

Все западные протоколы обязательно включают подготовку врача к беседе и получение обратной связи — что пациент знает, что хочет знать, как понял и воспринял информацию, — и, конечно же, глубокое сопереживание больному.

Общие рекомендации

Невозможно разработать общий алгоритм для всех пациентов. Необходим индивидуальный подход: кому-то требуется сразу вся информация, кто-то готов воспринимать ее маленькими частями; одни хотят поделиться с родными, другие желают сохранить диагноз втайне.

Проанализируйте поведение пациента, как он общается с близкими, которые его навещают.

Начните разговор наедине, без родственников и других пациентов. Сразу спросите, нужно ли пригласить кого-то для участия в беседе.

Мягко уточните, что пациент хочет узнать о своей болезни. Возможно, полная информация — о прогнозе, статистических данных — в этот момент ему не нужна.

Прогноз не должен забирать надежду или дарить иллюзии.

Попытайтесь подобрать ключ к пациенту: чтобы он не испугался, не замкнулся, не бросил лечение.

Если пациент замкнут, постарайтесь его расслабить: спросите про общее самочувствие, про детей, про планы и, в зависимости от ответов, преподносите новости.

Ни в коем случае не говорите, что врачи теперь «не в силах вам помочь, идите домой». Нельзя оставлять человека один на один в такой ситуации.

Не ставьте окончательные сроки: пациент с запущенной раковой опухолью может прожить дольше, чем прогнозирует медицина.

Доктор медицинских наук, хирург, онколог Кристина Викторовна Вабалайте:

«…Пациентка «должна была» умереть в течение месяца, но, чтобы приободрить, ей говорили: «Приходите через полгода на контрольный осмотр». И она приходила через полгода, год и два. То есть истинные сроки знать никому не дано».

Выводы

Чтобы врач умел грамотно и максимально корректно сообщить пациенту тяжелый диагноз, необходимы как теоретические основы, так и мастер-классы, разборы практических ситуаций с подключением к обсуждению других докторов (это может быть онлайн-беседа).

Хирург-онколог, директор гастро-интестинальной онкологии клиники «Mercy» в Балтиморе, США, Владимир Викторович Гущин:

«В начале медицинской карьеры мне было ужасно сложно говорить пациенту неприятные вещи, сообщать о злокачественных опухолях, отвечать на вопрос «сколько мне осталось жить?» Оказалось, что я просто не знал, как это делать. После того как я изучил этот предмет, моя работа стала для меня проще».

Чтобы быть готовым к подобным ситуациям, врачу необходимо читать зарубежные источники (на русском языке материалов недостаточно), посещать конференции, обязательно учиться у старших коллег.

Разговор с пациентом

И главное — не бойтесь заводить разговор с пациентом.


Ссылки

RU-MTR-2200022