Как врачу улучшить коммуникацию с пациентами зрелого возраста

Как врачу улучшить коммуникацию с пациентами зрелого возраста

 

Почему важно наладить контакт с пожилыми пациентами?

Пожилые становятся все более значимой частью нашего общества. По данным Росстата за 2023 год, число людей старше трудоспособного возраста в Российской Федерации составило 35,8 миллиона человек, или 24,5% всего населения страны1. Это число ежегодно увеличивается и имеет огромное значение для системы здравоохранения и врачей, поскольку именно возрастные пациенты чаще других обращаются за медицинской помощью2.

Общение с пожилыми людьми — это искусство, требующее проявления эмпатии, терпимости, понимания индивидуального контекста и правильной подачи информации3. Умение наладить контакт и построить партнерские отношения позволяют значительно повысить качество лечебного процесса4.

В этой статье мы собрали рекомендации, которые помогут сделать взаимодействие врача с пожилыми пациентами более эффективным и комфортным.

 

Особенности людей старшего поколения

Физические изменения

Пожилой возраст ассоциирован с полиморбидностью и значительными изменениями со стороны физического здоровья и функциональных возможностей. Ухудшение слуха и зрения часто снижают способность пожилых людей к восприятию информации — пациент может испытывать трудности с пониманием быстрой или тихой речи, чтением печатного текста, распознаванием лиц и объектов. Проблемы с мелкой моторикой при патологии суставов или нервно-мышечной системы будут усложнять манипуляции с мелкими предметами, препаратами, медицинскими устройствами5.

Когнитивные изменения

Известно, что пожилые пациенты усваивают меньше информации, чем молодые, хотя потребность в ней гораздо выше6. С возрастом у большинства людей наблюдается снижение когнитивных функций: оперативной памяти, концентрации внимания и скорости мышления, формируется определенная ригидность психики. Пожилым пациентам может быть сложно запоминать новую информацию, поданную быстро и в большом объеме. Не успевая реагировать, понять и усвоить необходимое, пожилой человек будет испытывать фрустрацию, беспокойство и отторжение4.

Эмоциональные потребности

Пожилые люди часто оказываются в сложном эмоциональном и социальном контексте. Многие из них сталкиваются с потерей близких, чувством одиночества и социальной изоляцией, проблемами адаптации к новым ролям. Физические ограничения и хронические заболевания будут влиять на их самооценку и чувство собственной полноценности. Пожилые люди могут не жаловаться на подавленность и тревогу, однако эти состояния будут значимо влиять на отношение к лечению и восприятие информации5.

Если не учитывать все эти особенности, пациент может неверно выполнить рекомендации, что приведет к ошибкам в лечении с его стороны.

 

Стратегии эффективного взаимодействия

1Используйте простой и понятный язык

Чтобы вас поняли правильно, важно уделять особое внимание подаче информации. Упрощайте рекомендации и подробно объясняйте медицинские термины, избегайте профессиональной жаргонной лексики, которая будет непривычна и непонятна для пациента без специализированного образования7.

2Применяйте активное слушание и проявляйте эмпатию

Продемонстрируйте свою готовность слушать пациента и уделить ему внимание. Это поможет наладить диалог и сделает общение более эффективным. Установлено: если первые 60 секунд консультации врач полностью сосредотачивается на пациенте, у того создается уверенность в целенаправленном общении. Относитесь с пониманием к эмоциям и страхам пациента: вербальная и невербальная поддержка, сочувствие и принятие могут оказаться более важными, чем медицинские рекомендации7.

В статье Ремпеля и соавт.3 приводятся несколько примеров эмпатии в речи: «Какая Вы умница! / Какой Вы молодец! / Как замечательно Вы со всем справились! / Вы прекрасно выглядите! / Меня очень порадовали Ваши результаты. / Я расстроена. Мне жаль, что Вам пришлось столкнуться с такой проблемой. / Я понимаю, как Вам сейчас тяжело. / Если будет больно, не терпите, а сразу скажите. / Мы Вам ввели обезболивающее, Вам скоро станет легче».

3Адаптируйте свой стиль общения

Постарайтесь, чтобы пациенту было легко понять все рекомендации. Сядьте напротив, поддерживайте зрительный контакт, говорите медленно, четко и громко. Скорость и ясность речи врача напрямую влияют на то, сколько информации пожилой человек сможет усвоить. Не перебивайте и дайте возможность спрашивать8.

Если пациент закрыт и немногословен, задавайте дополнительные вопросы: «Итак, в последнее время у Вас наблюдаются боли в верхней части живота. А что еще Вас беспокоит? / Итак, помимо этого Вас беспокоят сухость во рту и тошнота. Подозреваете панкреатит... Может, что-то еще? / Я все правильно поняла? / Я вижу, что эти проблемы Вас тревожат, мы ими обязательно займемся. А пока я хочу убедиться, нет ли еще чего-то, в чем я могу Вам помочь?3»

Отдельно выделяйте и повторяйте самую важную информацию. Попросите пациента пересказать рекомендации, чтобы удостовериться, что он правильно понял, и, если выявили ошибки, перефразируйте инструкции7.

4Предоставляйте письменные инструкции и наглядные пособия

Проговаривайте и пишите рекомендации понятно и разборчиво. Идеально сопроводить текст визуальными примерами и материалами. Рисунки, схемы и модели помогут пациенту лучше понять информацию. Желательно поместить материал на одном-двух листах, так пациент сможет прикрепить этот лист на видное место дома, чтобы не забыть о назначениях8.

 

Путь к пониманию и доверию

Пожилые люди — одна из наиболее сложных возрастных групп, требующая от врачей деликатного подхода, высокого уровня коммуникативных навыков и профессиональной компетентности. Понимание закономерностей возрастных изменений пожилого пациента, психического состояния и жизненного контекста поможет врачу установить с ним доверительные отношения.

Проявление уважения и принятия, умение активно слушать, давать максимально простые, четкие рекомендации — всё это будет не только способствовать эффективному партнерскому взаимодействию с пожилым человеком, но также может пробудить в нем интерес к своему здоровью, надежду на улучшение состояния и сделать активным участником процесса лечения.


Ссылки

 

RU-ACA-2300050