Найти правильные слова: как предупредить пациента о нежелательных явлениях
Лекарственных средств без нежелательных явлений (НЯ) не существует. Иногда даже незначительные НЯ могут оказаться неприятным сюрпризом и повлиять на приверженность терапии. Как врач, вы можете морально подготовить пациента, чтобы сформировать у него определенные ожидания. Формирование таких ожиданий позволит избежать разочарований и предупредить отказ пациента от терапии.
Существует ряд методов, которые помогают донести эту информацию.
Обязательно предупредите пациента о НЯ препарата, особенно если они значимые.
Постарайтесь нарисовать полную картину того, как работает то или иное лекарство: люди боятся неизвестного, и этот страх только усиливается2, когда происходит то, что не соответствует их ожиданиям. Например, небольшое жжение при применении спреев от боли в горле может причинить пациенту дискомфорт, который впоследствии может стать причиной отказа от лечения.
Начните обсуждение с того, почему вы назначаете это лекарство, как оно будет работать при этом состоянии и с чем может столкнуться пациент. Говорите просто, четко и доступно: «Вероятность не высока, но вы можете столкнуться с (перечислите НЯ)», «Возможно, во время лечения вы почувствуете (перечислите НЯ), но это не должно быть причиной прекращения терапии» и т. п.
Если НЯ являются критичными, обязательно прокомментируйте это до начала терапии, чтобы пациент понимал, при каких проявлениях следует сообщить об этом и прекратить лечение: «Если после начала лечения вы почувствуете (перечислите НЯ), сообщите об этом мне, и мы подберем другой препарат».
Напомните пациентам, что серьезные НЯ маловероятны. Некоторые пациенты становятся расстроенными или встревоженными, когда они узнают о потенциальных нежелательных явлениях1. Повторите, что случаи, указанные в инструкции по применению, крайне редки. И если принимать лекарство по назначению и в соответствии с рекомендациями врача, вероятность возникновения крайне мала.
Расскажите пациенту, что можно сделать, чтобы смягчить НЯ или вовсе избежать их. Так, например, согласно инструкции, при применении некоторых спреев от боли в горле рекомендуется задерживать дыхание в момент применения, чтобы избежать ларингоспазма.
Сосредоточьтесь на положительных моментах. Подчеркните преимущества назначаемого лекарства. Расскажите пациенту, почему вы выбрали именно такое действующее вещество и почему вы считаете его назначение эффективным. Если это уместно, можно упомянуть о том, что в вашей практике не было жалоб на этот препарат.
Не бойтесь «тратить время» на разговоры с пациентами, особенно если эти разговоры касаются НЯ. Предупреждая о них, вы формируете ожидания, а значит, усиливаете приверженность терапии и минимизируете вероятность отказа от лечения. А также это может помочь пациенту увидеть вашу заботу, оценить экспертность и с большим доверием относиться к последующим рекомендациям.
Ссылки
- Grant J. E. What to tell patients about side effects. Current Psychiatry. 2006; 5 (2): 67–74.
- Wells R. E., Kaptchuk T. J. To Tell the Truth, the Whole Truth, May Do Patients Harm: The Problem of the Nocebo Effect for Informed Consent. The American journal of bioethics. 2012; 12 (3): 22–29. doi.org/10.1080/15265161.2011.652798