Особенности общения с родителями детей, страдающих тяжелыми заболеваниями
Проблематика
Общение с родителями больных детей — непростая задача, особенно для начинающих врачей. А если ребенок тяжело и, возможно, неизлечимо болен, коммуникация может стать настоящим испытанием для обеих сторон и негативно отразиться на маленьком пациенте.
Как педиатру, и так испытывающему запредельные психологические нагрузки, взаимодействовать с родителями тяжелобольного ребенка, которые конфликтуют и вмешиваются в процесс терапии?
«Трудные» родители
Необходимо понимать, что нередки случаи, когда родители, дети которых тяжело больны, по тем или иным причинам не доверяют медицинским работникам, считают их черствыми или грубыми, боятся задавать вопросы или даже просто столкнуться с врачом в коридоре.
Родители маленьких пациентов донимают врача претензиями, бывают невнимательны к предписаниям, а нередко просто их игнорируют, ищут помощи у шаманов и экстрасенсов, теряя драгоценное время, когда терапия еще может дать эффект.
Неудивительно, что подобное поведение со стороны лечащих врачей встречает неприятие, а порой и искреннее непонимание.
Кто страдает больше?
Дети-пациенты оказываются между двух огней, в самом центре конфликта медицинских работников и родителей. И те, и другие перегружены собственными проблемами, опасаются «противника» и уже неспособны понять друг друга.
Между тем, исследования утверждают: настроение и выздоровление ребенка зависит во многом от самочувствия и настроения его близких — мамы и папы.
В своей работе «Онкогематологические заболевания у детей с деонтологических позиций» (1977 г.) И. В. Кошель рассказывает, что, когда в клинике мать ребенка неизбежно наблюдает других тяжело больных детей, пытается разобраться в разговорах окружающих врачей и даже в медицинских профессиональных записях, это критически отражается на ее психике, а следом и на самом ребенке.
Очевидно, что проблемы в коммуникации родители-врач усугубляют тяжелое положение маленьких пациентов.
Корни проблем в общении
Причинами предболезненных психических состояний выступили, в первую очередь, хроническая психотравмирующая ситуация и всестороннее переутомление в сочетании с бытовыми проблемами, которые возникли и усилились с развитием тяжелого заболевания у ребенка.

Иногда педиатры не догадываются о характере и интенсивности переживаний и психоэмоциональных расстройств у родителей. Зато в область их внимания неизбежно попадает внешняя сторона поведения: высокая раздражительность, вплоть до неадекватности, и агрессия, обращенная на них — врачей.
Пытаемся исправить ситуацию
Во многих странах педиатры и медицинский персонал сотрудничают с психосоциальной службой, в состав которой входят психологи, психиатры и социальные работники.

В нашей стране в большинстве клиник такая практика пока не принята. Врач может посоветовать обратиться за помощью к психиатру или психологу, но с точки зрения «проблемного» родителя это может прозвучать как объявление сумасшедшим. Поэтому до того, как давать подобные направления, необходимо провести психотерапевтическую беседу, в ходе которой педиатр должен будет постараться установить контакт с родителем и, как минимум, дать ему высказаться.
После того, как вы выслушали родителя и обсудили проблемы лечения, можно аккуратно задать вопросы о его психоэмоциональном состоянии, предложить помощь, объяснить, как важно для ребенка ощущать привычно нормальное настроение и состояние родителей.
Поведение врача должно быть свободно от осуждения и морализирования, гораздо полезнее вместе с родителями сформулировать подход к ребенку, при котором они могли бы чувствовать себя активными участниками его лечения.
Сегодня на врача неизбежно ложится дополнительная нагрузка: важно помочь родителям маленького пациента научиться жить с болезнью и не впадать в отчаяние.
Строить ли дистанцию между собой и семьей, ребенком — каждый врач определяет для себя сам. Дистанция должна быть такая, чтобы врач мог спать спокойно, но при этом не становился профессиональным циником. Так как врачи почти круглосуточно живут чужими проблемами, нужно учиться сохранять силы и уделять время жизни за пределами работы.
Однако, мы рекомендуем в любой ситуации общаться с родителями пациента на Вы.
Нельзя давить на родителей, они должны иметь право выбора. Если врач хочет что-то сделать для ребенка, а родители не хотят, нужно найти компромисс: принимать точку зрения родителей с одной стороны и действовать в интересах ребенка — с другой. Одним из шагов, направленных на убеждение родителей в необходимости тех или иных лечебных назначений, может стать организация консилиума.
В общении избегайте «конфликтогенов» — выражений, которые могут привести к конфликту, например: «вы не понимаете», «вы вредите ребенку», «я лучше знаю — я специалист» и т. п.
Старайтесь представлять, что все ваши разговоры записываются на видео: это хорошо помогает выстраивать собственные границы.
Важно предлагать родителям разные пути развития событий и поддержать любой выбор. Помните, универсального решения не существует. Но цель всегда — качество жизни ребенка и семьи, а потому очень важен выбор родителей и выбор ребенка.
Выводы
Осознание врачом наличия психоэмоциональных нарушений у родителей необходимо. Требуется организация психологического и психотерапевтического консультирования и коррекционной помощи — не только для больных детей, но и для их родителей.

Одной из важнейших задач врача должно быть налаживание контакта с близкими больного, несмотря на очевидные проблемы, связанные с личностными характеристиками или психоэмоциональными расстройствами его родителей.
Глобально, необходимо обучение педиатров, особенно работающих с онкологическими больными, с пациентами с генетическими заболеваниями, основам детской и семейной психологии, психопатологии и психотерапии.
Ссылки
- https://pro-palliativ.ru/blog/vazhno-podderzhat-roditelej-na-plavu-chtoby-ih-mir-perestal-rushitsya/
- https://medi.ru/info/9971/
- http://www.childrenspace.by/meditsina/palliativnaya-pomoshch/item/104-roditeli-neizlechimo-bolnogo-rebjonka-osobennosti-obshcheniya-i-otnosheniya-k-bolezni.html