Почему встречаются конфликтные пациенты и что с ними делать?
Общение с пациентами не всегда бывает простым и приятным. Изменение социально-экономической ситуации, рост правового сознания населения, коммерциализация медицины приводят к изменению модели взаимоотношений врача и пациента и, как следствие, к учащению конфликтных ситуаций1.
Трудности в коммуникации могут быть связаны с поведением, мыслями, реакциями и решениями пациентов, с которыми врач не согласен. Например:
- отказ пациента от рекомендованного лечения или профилактики (прививки, антибиотики, стероиды, антидепрессанты);
- требование неадекватного или избыточного лечения;
- выражение недовольства условиями поликлиники/стационара;
- проявление явного недоверия к врачу, неуважения, агрессии.
Любая ситуация, в которой сталкиваются разные мнения или установки, — это потенциальный конфликт. У любого человека, в том числе и у врача, естественная реакция на противостояние — самозащита в разной форме: от напористой аргументации до ответной агрессии2.
Профессионализм врача предполагает умение сглаживать такие ситуации, не навредив себе и пациенту. Но как не пойти на конфронтацию, явную или скрытую? Как не поддаться эмоциям, когда пациент бравирует откровенно ложными заявлениями с неизвестных или нерелевантных ресурсов из интернета, повышает голос, шумит и просто ведет себя неадекватно? Давайте рассмотрим несколько примеров поведения в подобных ситуациях.
Приходит на осмотр мама с ребенком и говорит:
В ответ хочется сказать
что-то вроде:
Что при этом происходит с пациентом? Женщина призналась в своем страхе, а доктор данное переживание обесценил. В такой ситуации сложно будет добиться взаимопонимания2.
Управление собственным эмоциональным состоянием
- Сначала нужно «диагностировать» у себя эмоциональный взрыв.
- Затем осознать, что причина негатива со стороны пациента, скорее всего, не имеет отношения к вам лично.
- Далее нужно рассеять эмоцию с помощью какого-то простого действия: сделать глубокий вдох / посмотреть в окно / обратиться с вопросом по оформлению амбулаторной карты к медсестре, а затем уже успокоить пациента4.
Отследить
Осознать, что причина
эмоции несущественная
Рассеять
Поспешный переход к переубеждению и контраргументации — это частая ошибка даже у тех врачей, которые готовы выслушать пациента и хотят показать уважение к его мнению2.
Тут было бы полезно применить переговорные техники
- Сначала согласиться с мамой: «Да, я понимаю, как вы могли прийти к такому выводу».
- Затем дать взволнованному человеку описать причину беспокойства: «Расскажите, что произошло со знакомым мальчиком? Каких именно последствий вы боитесь?»
- Показать намерение помочь: «Давайте посмотрим, что мы можем с вами сделать в сложившейся ситуации».
- Перейти к аргументации: «Видите ли...».
Присоединиться,
согласиться
Уточнить причину
волнения, беспокойства
Показать
намерение помочь
Или другая ситуация: пациент «открывает дверь ногой» и требует найти потерявшиеся анализы или срочно отправить ребенка на МРТ. Не следует уподобляться пациенту и «зеркалить» его поведение. В некорректном поведении, в несоблюдении этики, в грубости и т. п. могут легко быть обвинены и сами врачи. Поэтому важно уметь контролировать свои эмоции. Личностные качества врача имеют волевой, интеллектуальный и эмоциональный аспекты. Их баланс позволяет реализовать этический компонент врачебного профессионализма.
Важно!
На первый план поставить интеллектуальный аспект,
волевой — на второй план,
эмоциональный — на периферию3.
С конфликтным пациентом следует исключить из лексикона слова и фразы, которые скорее всего приведут к эскалации. К таким словам относятся «ты», «не буду», «не мой вопрос», «ваши трудности», «вы не понимаете», «не ваше дело», «меня это не касается», а также модное «я вас услышал». И, как всем известно, надежный способ вызвать ссору — это сказать пациенту или маме в стрессовой ситуации с больным ребенком «успокойтесь».
Лучше использовать речевые обороты из переговорных техник выше:
- Присоединение: «я понял вашу проблему», «вы по-своему правы», «это действительно непросто».
- Заинтересованность: «я вас обязательно выслушаю, одна минута», «у нас с вами одна цель — помочь ребенку», «я уже ищу вашу карточку», «я должен кое-что выяснить по вашей болезни».
- Намерение помочь: «нам надо разобраться с вашим диагнозом», «мы обязательно справимся с вашей проблемой», «предлагаю предпринять следующие шаги», «давайте проведем такую диагностическую процедуру».
Ссылки
- Чернышева М. Л., Лутцев А. Б. и соавт. Конфликтологические аспекты подготовки организаторов здравоохранения. Вестник ТГУ. 2015; 20 (1): 176–179.
- Сонькина А. А. Навыки профессионального общения в работе врача. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015; (1): 101–107.
- Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. Ижевск: ИГМА, 2016: 60 с.
- Пеньков А. М. Конфликтология для врачей, медицинских сестер, работников медицинских учреждений. Навыки избегания конфликта даже со сложными пациентами. Центр бесконфликтных коммуникаций и технологий общения. Москва, 2019. URL: https://esculap-med.ru/learning/konfliktologiya/part-1 (дата обращения: 09.2020).