Психологические качества врача, важные при работе с пациентом. Часть 1. Коммуникативная компетентность

Эффективность лечения во многом зависит от качества взаимоотношений между пациентом и врачом1. Больше того, навыки общения и коммуникации, которые раньше относили к второстепенным soft skills, сегодня признаны для врачей фундаментальными2.

Попытаемся найти доказательства того, что подобные качества выгодны обеим сторонам — и врачу, и пациенту.

Психологические качества врача

Коммуникативная компетентность

Совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности врача, направленная на установление эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебного процесса, называется коммуникативной компетентностью3.

Жалобы пациентов зачастую имеют главной причиной плохую коммуникацию с врачом.

По результатам опросов, для пациентов наиболее существенными представляются именно психологические качества медицинского работника: навыки межличностного общения врача в глазах пациентов имеют больший приоритет, чем даже медицинская компетентность4. И в этом есть логика.

Плюсы обладания сильными коммуникативными качествами

Врач с развитыми коммуникативными навыками способен:

  • эффективнее собрать анамнез и поставить боле точный диагноз;
  • выяснить, как сам пациент воспринимает заболевание, как оно влияет на пациента в физическом, эмоциональном и социальном аспекте;
  • адаптировать медицинскую информацию для пациента в доступную форму, и удостовериться, что пациент все правильно понял;
  • выявить реакцию пациента на полученную информацию;
  • определить, насколько пациент хочет участвовать в принятии решений (если доступны варианты лечения);
  • обсуждать с пациентом варианты терапии, для четкого понимания последствий.

Когда коммуникация врач-пациент проходит успешно, максимально увеличивается шанс того, что пациент будет следовать предписанному лечению и советам врача по поводу образа жизни.

Кроме того, исследования показывают5, что в таких случаях:

пациенты удовлетворены лечением в большей степени (а значит, меньше жалуются);

снижается подавленность пациентов и их подверженность тревоге и депрессии;

пациенты лучше понимают проблематику своего заболевания, результаты медицинских исследований и предлагаемые варианты лечения;

реже занимаются самолечением;

улучшается психофизическое состояние самих врачей.

Коммуникационные навыки, ориентированные на пациента, положительно влияют на приверженность лечению.

Стоит отдельно отметить важность грамотного общения между врачом и медсестрами. Доказано, что некачественная коммуникация и коммуникативная перегрузка имеют прямую корреляцию с результатами терапии, побочными эффектами и стрессом медицинских работников6.

Рандомизированное контролируемое исследование7 с участием 35 врачей и 240 пациентов с гипертонической болезнью в клинике в Мешхеде, Иран, показало, что, после тренингов по коммуникации для врачей:

повысилось качество общения между врачом и пациентом

у пациентов улучшились показатели диастолического и систолического артериального давления

выросла приверженность лечению и уверенность в своих силах

Необходимость развития качеств и навыков

Отсутствие эффективных коммуникативных навыков приводит к недоверию и неудовлетворенности пациентов, конфликтам и может дискредитировать врача и медицинскую организацию, в которой он трудится.

Независимо от уровня коммуникативной компетентности, каждый медицинский работник обязан продолжать развивать коммуникационные навыки на всем протяжении профессиональной деятельности.

Качество коммуникации влияет на лечение и результаты терапии, создает атмосферу доверия и предотвращает врачебные ошибки8.

Тренировка коммуникационных навыков снижает выгорание

Как показало обсервационное исследование9 в Кливлендской клинике — крупном многопрофильном академическом медицинском центре, пациенты больше довольны врачами, которые прошли тренинги по коммуникационным навыкам.

1537

практикующих врачей стали участниками тренингов

1950

врачей в тренингах по коммуникативным навыкам не участвовали и использовались в качестве контрольной группы

Общесистемная тренировка навыков, ориентированных на взаимоотношения, позволила улучшить показатели удовлетворенности пациентов, повысить у врачей эмпатию и уверенность в своих силах, а также снизить уровень профессионального выгорания.

Практические советы для общения с трудным пациентом

  • Слушайте пациента

Необходимо «услышать» чувства пациента: не только анализировать сказанное, но и обращать внимание на интонации и жесты.

  • Контролируйте эмоции

Если пациент ведет общение в агрессивной манере, постарайтесь выделить содержательную часть в его словесном потоке. Ищите суть, забудьте о форме.

  • Не поддавайтесь на провокации

Пациент может ожидать, что вы вступите с ним в спор. Начав перепалку, вы потеряете свое преимущество медицинской экспертизы.

  • Не принимайте хамство на свой счёт

Обычно словесная атака пациента имеет целью не врача, а саму ситуацию. «Вы ужасный терапевт!» очень часто переводится как «Анализы опять не пришли, искать виноватых я не буду, сейчас-то я с вами, так что…».

  • Назовите по имени

Если у пациента «словесное недержание», обратитесь к нему по имени-отчеству. Это наверняка даст вам возможность вклиниться в монолог.

  • Проявите эмпатию

Продемонстрируйте пациенту свое сочувствие и выразите сожаление по поводу сложившейся проблемы. Не вдавайтесь в частности.

  • Извинитесь

Если пациент прав в своих претензиях, рекомендуем с ним согласиться. Если нет — можно выразить признание вины с оговоркой. Это кратчайший путь от конфликта к решению вопроса.

  • Временно отступите

Если вы чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, нужно сделать паузу. Скажите, что вам необходимо проверить какие-то данные, и вы вернетесь через минуту.

  • Разработайте план

Вы наконец поняли, в чём проблема трудного пациента? Популярно изложите своё предложение по дальнейшим действиям.

  • Дайте иллюзию выбора

Завершите объяснение стратегии закрытым вопросом: «Вы согласны на такой вариант?».

Выводы

Обучение soft skills и развитие коммуникативных качеств имеет важное значение в улучшении отношений между пациентом и врачом10 и доказано влияет на эффективность терапии и мнение пациентов о враче.


Ссылки

RU-HXR-2100065