Санитарная грамотность при хронических запорах

Запор является одной из наиболее распространенных патологий, в том числе в педиатрической практике. Существует мнение, что дети “перерастают” проблему хронических запоров. Но это не подтверждается длительными наблюдениями, и статистические данные свидетельствуют об обратном:

  • у 30-52% детей сохраняются симптомы в течение последующих 5 лет;
  • около 25% детей продолжают страдать запорами даже во взрослом возрасте1.

Именно поэтому особенно важно именно в детском возрасте уделить проблеме запоров особенное внимание, чтобы данная проблема не сопровождала пациента долгие годы после.

Патогенез хронического запора1

Развитию хронического запора предшествует эпизод острой задержки стула

Вследствие различных причин каловые массы уплотняются и уменьшаются в объеме, эвакуация их из прямой кишки урежается и сопровождается большими усилиями

Если не были приняты меры по устранению запора, ребенок начинает сознательно удерживать кал, т. к. дефекация ассоциируется с болью

Каловые массы скапливаются в прямой кишке, что приводит к растяжению ампулы прямой кишки, формированию функционального мегаректума, дискоординации мышц тазового дна и, как следствие, стойкому нарушению акта дефекации

Следует отметить, что у 50% детей с функциональным запором встречается так называемый «каловый завал» — скопление плотных каловых масс в толстом кишечнике2. В свою очередь, хронический застой содержимого в переполненных дистальных отделах толстой кишки способствует развитию ложного (обстипационного) энкопреза, когда в отсутствие акта дефекации нижнее белье ребенка загрязняется выделениями из ануса3. А такое развитие событий существенно осложняет жизнь ребенку.

К сожалению, далеко не всегда родители обращают внимание на регулярность стула, особенно детей старшего возраста, тем самым пропуская признаки формирования хронического запора1.

Подходы к терапии функциональных запоров

Подходы к терапии функциональных запоров четко определены: лечение должно быть комплексным, индивидуальным, и его этапы строятся в определенной последовательности2: