«Грамотный» современный пациент

Широкая доступность медицинской информации и стремление пациентов к большей автономии способствуют изменению взаимоотношений между врачом и пациентом. Общество отходит от первоочередной ориентации на болезнь и мнение профессионала к партнерству специалиста здравоохранения с пациентом. Современная модель здравоохранения меняется от врач-центрированной к пациент-центрированной, построенной на нуждах и ожиданиях пациентов1.

Взаимоотношения между врачом и пациентом

Современные пациенты, особенно молодые родители, прежде чем обратиться к врачу, склонны почерпнуть из интернета максимум информации, касающейся темы будущего визита. Интернет сегодня — главный источник информации о здоровье2.

Молодые родители

Источники информации при выборе безрецептурного препарата, %

6
Тематические
ТВ-шоу
14
Реклама
на ТВ
28
Друзья/семья/
коллеги
35
Врач
49
Интернет

Social networks

А поскольку профессиональная медицинская литература весьма сложна для восприятия, пациенты предпочитают обращаться к доступным для понимания источникам: популярным сайтам, советам блогеров, форумам для мам, чатам, каналам в мессенджерах и на YouTube2.

Медицинская информация

Часто медицинская информация в таких источниках недостоверна. Неудивительно, что в конце июля 2020 года авторитетное экономическое медиа «РБК» в своем маркетинговом исследовании «медицинских» блогеров в русскоязычном сегменте интернета выделило только 6 авторов, следующих в своих блогах принципам доказательной медицины3.

Убедить пациента

В амбулаторных условиях за 15 минут, отведенных на прием, может быть сложно убедить пациента следовать именно вашим рекомендациям. Больной / родители пациента могут требовать выполнения ненужных диагностических процедур, назначения дорогостоящих, но не показанных препаратов, оформления листка нетрудоспособности без оснований и т. п. Однако не стоит идти у них на поводу. Врач в своей практике руководствуется принципами доказательной медицины, местными и федеральными протоколами лечения. Он, в отличие от интернет-блогеров, несет ответственность за свои действия перед пациентом4. И всегда может просто напомнить ему об этом:

«Уважаемая Мария Ивановна, ценю вашу осведомленность по данному вопросу. Выбирая эту тактику лечения, я руководствуюсь клиническими протоколами и рекомендациями и несу ответственность за здоровье вашего ребенка. Давайте вместе ему поможем».

Привлекайте родителей пациента на свою сторону, рассматривайте их как партнеров, формируйте партнерские отношения — в этом залог успешного лечения4.


Ссылки

RU-HXR-2000058