«Грамотный» современный пациент
Широкая доступность медицинской информации и стремление пациентов к большей автономии способствуют изменению взаимоотношений между врачом и пациентом. Общество отходит от первоочередной ориентации на болезнь и мнение профессионала к партнерству специалиста здравоохранения с пациентом. Современная модель здравоохранения меняется от врач-центрированной к пациент-центрированной, построенной на нуждах и ожиданиях пациентов1.
Современные пациенты, особенно молодые родители, прежде чем обратиться к врачу, склонны почерпнуть из интернета максимум информации, касающейся темы будущего визита. Интернет сегодня — главный источник информации о здоровье2.
Источники информации при выборе безрецептурного препарата, %
ТВ-шоу
на ТВ
коллеги
А поскольку профессиональная медицинская литература весьма сложна для восприятия, пациенты предпочитают обращаться к доступным для понимания источникам: популярным сайтам, советам блогеров, форумам для мам, чатам, каналам в мессенджерах и на YouTube2.
Часто медицинская информация в таких источниках недостоверна. Неудивительно, что в конце июля 2020 года авторитетное экономическое медиа «РБК» в своем маркетинговом исследовании «медицинских» блогеров в русскоязычном сегменте интернета выделило только 6 авторов, следующих в своих блогах принципам доказательной медицины3.

В амбулаторных условиях за 15 минут, отведенных на прием, может быть сложно убедить пациента следовать именно вашим рекомендациям. Больной / родители пациента могут требовать выполнения ненужных диагностических процедур, назначения дорогостоящих, но не показанных препаратов, оформления листка нетрудоспособности без оснований и т. п. Однако не стоит идти у них на поводу. Врач в своей практике руководствуется принципами доказательной медицины, местными и федеральными протоколами лечения. Он, в отличие от интернет-блогеров, несет ответственность за свои действия перед пациентом4. И всегда может просто напомнить ему об этом:
«Уважаемая Мария Ивановна, ценю вашу осведомленность по данному вопросу. Выбирая эту тактику лечения, я руководствуюсь клиническими протоколами и рекомендациями и несу ответственность за здоровье вашего ребенка. Давайте вместе ему поможем».
Привлекайте родителей пациента на свою сторону, рассматривайте их как партнеров, формируйте партнерские отношения — в этом залог успешного лечения4.
Ссылки
- Царанов К. Н., Пивень Д. В. и соавт. Влияние пациентоориентированности врача на вовлеченность пациента в лечение. Менеджер здравоохранения. 2018; (3): 6–14.
- OTC Google report, Russia 2020, Kantar.
- Егорова С. 6 врачей-блогеров: на кого подписаться, чтобы правильно заботиться о здоровье. РБК. URL: https://style.rbc.ru/health/5f1ea49e9a794725c92642d2 (дата обращения: 24.09.2020).
- Юридический отдел «Факультета медицинского права». Агрессия пациентов и посетителей: как защититься врачу. Лекция для медицинских работников. 31.08.2019. URL: https://kormed.ru/baza-znaniy/pretenzii-pacientov/otvetstvennost-patsienta/agressiya-patsientov-i-posetiteley-kak-zaschititsya-vrachu/ (дата обращения: 24.09.2020).