«Грамотный» современный пациент

Широкая доступность медицинской информации и стремление пациентов к большей автономии способствуют изменению взаимоотношений между врачом и пациентом. Общество отходит от первоочередной ориентации на болезнь и мнение профессионала, к партнерству специалиста здравоохранения с пациентом. Современная модель здравоохранения меняется от врач-центрированной к пациент-центрированной, построенной на нуждах и ожиданиях пациентов.1

Современные пациенты, прежде чем обратиться к врачу, склонны почерпнуть из интернета максимум информации, касающейся темы будущего визита. Интернет сегодня - главный источник информации о здоровье.2

Источники информации при выборе безрецептурного препарата, %

6
Тематические
ТВ-шоу
14
Реклама
на ТВ
28
Друзья/семья/
коллеги
35
Врач
49
Интернет

А поскольку профессиональная медицинская литература весьма сложна для восприятия, пациенты предпочитают обращаться к доступным для понимания источникам: популярным сайтам, советам блогеров, форумам, чатам, каналам в мессенджерах и на ютубе.2

Медицинская информация

Часто медицинская информация в таких источниках недостоверна. Неудивительно, что в конце июля 2020 года авторитетное экономическое медиа «РБК» в своем маркетинговом исследовании «медицинских» блогеров в русскоязычном сегменте интернета выделило только 6 авторов, следующих в своих блогах принципам доказательной медицины.3

Убедить пациента

В амбулаторных условиях за 15 минут, отведенных на прием, может быть сложно убедить пациента следовать именно вашим рекомендациям. Больные могут требовать выполнения ненужных диагностических процедур, назначения дорогостоящих, но не показанных препаратов, оформления листка нетрудоспособности без оснований и т. п. Однако не стоит идти у них на поводу. Врач в своей практике руководствуется принципами доказательной медицины, местными и федеральными протоколами лечения. Он, в отличие от интернет-блогеров и инфлюенсеров, несет ответственность за свои действия перед пациентом.4

В таких случаях всегда можно постараться выстроить партнерские отношения с пациентом, просто напомнив ему об этом: «Уважаемая Мария Ивановна, ценю вашу осведомленность по данному вопросу. Выбирая эту тактику лечения, я руководствуюсь клиническими протоколами и рекомендациями и несу ответственность за ваше здоровье. Давайте действовать сообща.»

Привлекайте пациента на свою сторону, рассматривайте их как партнеров, формируйте партнерские отношения – в этом залог успешного лечения.4


RU-HXR-2200031