Взаимодействие между врачом и пациентом: как достичь взаимопонимания
В статье рассматриваются разные модели взаимоотношений между врачом и пациентом, в том числе методики по определению психотипа пациента через анализ его характера, стиля общения и других особенностей. Предлагаются рекомендации по построению успешной коммуникации с пациентами, что в конечном счете позволяет наладить психологический контакт, повысить комплаентность и эффективность лечения.
Введение
Коммуникативная компетентность должна являться одним из ключевых навыков медицинского работника. Умение выслушать пациента, способность выстроить доверительные отношения позволяют получить более полное представление о состоянии здоровья, провести точную диагностику, выбрать рациональную терапевтическую тактику1,2,3.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что даже хорошо образованные пациенты могут испытывать «страх белого халата». Некоторые пациенты беспокоятся о том, что отстаивание своей точки зрения или несогласие с мнением врача могут негативно отразиться на лечении. Как итог, такие пациенты теряют вовлеченность, что снижает эффективность коммуникации и лечения в целом3.
Модели коммуникации «врач — пациент»
Модели взаимоотношений между врачом и пациентом определяют вовлеченность сторон в лечебный процесс. Профессор С. И. Самыгин выделил следующие виды общения2,4:
1. «Контакт масок» — формальное общение под маской вежливости, учтивости и т. д. Как правило, врач мало заинтересован в результатах коммуникации.
2. Примитивный вид общения — участники активны, только если им это выгодно. Как только результат достигнут, интерес к коммуникации пропадает.
3. Формально-ролевое — на первый план выходит не личность собеседника, а его социальная роль. Общение строго регламентировано.
4. Деловое — врач учитывает особенности личности пациента, но все равно принимает решения однонаправленно, без учета интересов пациента.
5. Духовное — возможность затронуть на приеме любые вопросы и даже поделиться интимными проблемами.
6. Манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.
Американский биоэтик Роберт Витч выделил четыре модели взаимоотношений врача и пациента5:
- В рамках инженерной модели врач воспринимает пациента как безличный механизм, который нужно починить. Пациент не участвует в обсуждении вопросов лечения.
- При пасторском или патерналистском подходе врач относится к пациенту, как родитель к ребенку. Эта модель может быть приемлемой, например, в педиатрии, но недостаток ее состоит в том, что общение рискует перейти в плоскость «начальник — подчиненный».
- В коллегиальной модели господствует принцип равноправия, она сфокусирована на предоставлении выбора пациенту. Однако при таком подходе повышается риск негативного влияния индивидуальных особенностей пациента на лечение.
- В контрактной модели взаимодействие строится на принципах общественного договора, когда обе стороны осознают свои обязанности и выгоды, и пациент заключает договор на медобслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию.
Конечно, представленные модели взаимоотношений на практике часто комбинируются, выбор конкретной модели зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств врача и пациента.
Особенности общения с пациентами в зависимости от их психотипа и темперамента
Приемы экспресс-диагностики личности и определения психотипа пациента помогают врачу построить эффективную коммуникацию6.
Психотипы пациентов
Независимость, уверенность, ригидность, склонность к риску
Уверенные походка и движения
Жесты уверенные, твердое рукопожатие
Дистанция достаточная, располагается так, как ему удобно
Малоэмоциональная мимика

Зрительный контакт постоянный, пока сохраняется интерес
Голос громкий, ритмичный
Речь быстрая, убедительная, по делу
Принимает решения быстро, авторитарно
Потребности и ценности: время и результат
Рекомендуемый алгоритм коммуникации: Лаконичность, убедительные аргументы, авторитарность, малоэмоциональность.
Возможные фразы: «Важно быстро достигнуть результата»,
«Вы сразу почувствуете эффект»,
«Мы начнем активное лечение».