Взаимодействие между врачом и пациентом: как достичь взаимопонимания

В статье рассматриваются разные модели взаимоотношений между врачом и пациентом, в том числе методики по определению психотипа пациента через анализ его характера, стиля общения и других особенностей. Предлагаются рекомендации по построению успешной коммуникации с пациентами, что в конечном счете позволяет наладить психологический контакт, повысить комплаентность и эффективность лечения.

Взаимодействие между врачом и пациентом: как достичь взаимопонимания

 

Введение

Коммуникативная компетентность должна являться одним из ключевых навыков медицинского работника. Умение выслушать пациента, способность выстроить доверительные отношения позволяют получить более полное представление о состоянии здоровья, провести точную диагностику, выбрать рациональную терапевтическую тактику1,2,3.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что даже хорошо образованные пациенты могут испытывать «страх белого халата». Некоторые пациенты беспокоятся о том, что отстаивание своей точки зрения или несогласие с мнением врача могут негативно отразиться на лечении. Как итог, такие пациенты теряют вовлеченность, что снижает эффективность коммуникации и лечения в целом3.

 

Модели коммуникации «врач — пациент»

Модели взаимоотношений между врачом и пациентом определяют вовлеченность сторон в лечебный процесс. Профессор С. И. Самыгин выделил следующие виды общения2,4:

1. «Контакт масок» — формальное общение под маской вежливости, учтивости и т. д. Как правило, врач мало заинтересован в результатах коммуникации.

2. Примитивный вид общения — участники активны, только если им это выгодно. Как только результат достигнут, интерес к коммуникации пропадает.

3. Формально-ролевое — на первый план выходит не личность собеседника, а его социальная роль. Общение строго регламентировано.

4. Деловое — врач учитывает особенности личности пациента, но все равно принимает решения однонаправленно, без учета интересов пациента.

5. Духовное — возможность затронуть на приеме любые вопросы и даже поделиться интимными проблемами.

6. Манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.

Американский биоэтик Роберт Витч выделил четыре модели взаимоотношений врача и пациента5:

  1. В рамках инженерной модели врач воспринимает пациента как безличный механизм, который нужно починить. Пациент не участвует в обсуждении вопросов лечения.
  2. При пасторском или патерналистском подходе врач относится к пациенту, как родитель к ребенку. Эта модель может быть приемлемой, например, в педиатрии, но недостаток ее состоит в том, что общение рискует перейти в плоскость «начальник — подчиненный».
  3. В коллегиальной модели господствует принцип равноправия, она сфокусирована на предоставлении выбора пациенту. Однако при таком подходе повышается риск негативного влияния индивидуальных особенностей пациента на лечение.
  4. В контрактной модели взаимодействие строится на принципах общественного договора, когда обе стороны осознают свои обязанности и выгоды, и пациент заключает договор на медобслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию.

Конечно, представленные модели взаимоотношений на практике часто комбинируются, выбор конкретной модели зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств врача и пациента.

 

Особенности общения с пациентами в зависимости от их психотипа и темперамента

Приемы экспресс-диагностики личности и определения психотипа пациента помогают врачу построить эффективную коммуникацию6.

Психотипы пациентов

Независимость, уверенность, ригидность, склонность к риску

Уверенные походка и движения

Жесты уверенные, твердое рукопожатие

Дистанция достаточная, располагается так, как ему удобно

Малоэмо­цио­наль­ная мимика

Директивный психотип (15%)

Зрительный контакт постоянный, пока сохраняется интерес

Голос громкий, ритмичный

Речь быстрая, убедительная, по делу

Принимает решения быстро, авторитарно

Потребности и ценности: время и результат

Рекомендуемый алгоритм коммуникации: Лаконичность, убедительные аргументы, авторитарность, мало­эмо­цио­наль­ность.

Возможные фразы: «Важно быстро достигнуть результата»,
«Вы сразу почувствуете эффект»,
«Мы начнем активное лечение».