Некомплаентность пациентов: причины и методы оценки

Проблема приверженности пациентов к назначениям врача была актуальна на протяжении всей истории медицины. Об основных ее аспектах и современном взгляде на эту проблему читайте в нашей статье.

Некомплаентность пациентов

Низкая приверженность к лечению — большая проблема для врачей. Всем известно, что во многих областях медицины достигнуты небывалые успехи. Пациенты, которых еще 20–30 лет назад было невозможно вылечить, сейчас могут жить, сохраняя приемлемое качество жизни. Но эффективность лечения во многом зависит от соблюдения пациентами назначений. Даже самый современный препарат не поможет, если его принимать неправильно. По мнению специалистов, долгосрочная приверженность к любому лечению не превышает 50 % вне зависимости от заболевания. Особенно уязвимыми с точки зрения терапии являются пациенты с хроническими заболеваниями, протекающими с невыраженными симптомами, для которых требуется назначение длительной или пожизненной терапии1.

Что такое приверженность к лечению?

Приверженность пациентов к лечению принято обозначать английским словом "compliance" (комплаентность), под которым чаще всего подразумевают выполнение пациентом рекомендаций врача. В свою очередь, некомплаентность — это отсутствие желания пациента придерживаться врачебных назначений. Чаще всего данный термин используют в отношении приема лекарственных препаратов. Соблюдение или несоблюдение других рекомендаций (лечебные процедуры, изменение образа жизни и т. д.) обычно обозначают термином "adherence to therapy" (приверженность к терапии)2.

Почему у пациента возникает отсутствие приверженности к лечению?

Причины отсутствия комплаентности могут быть совершенно разными. Это может быть и непонимание, и недооценка тяжести состояния пациентом, если врач в беседе не разъяснил специфические термины. Многие предпочитают прислушиваться к родственникам/друзьям/интернету и на основании этих советов определять, что из назначений стоит выполнять. Пациент в возрасте может забыть о приеме препаратов или из-за плохого зрения быть не в состоянии различить таблетки и понять, какие он уже принимал, а какие — нет. Некоторые пожилые люди имеют органические поражения головного мозга, которые делают сложным их обучение и соблюдение регламента терапии3.

Проблема приверженности пациентов к лечению комплексна и включает в себя более 210 факторов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделила пять основных групп факторов:

  • факторы, связанные с пациентом
    (пол (женщины считаются более аккуратными в вопросе соблюдения рекомендаций), возраст, образование, образ жизни, социальные и культурные факторы и др.);
  • факторы, связанные с врачом и системой здравоохранения
    (личность врача, расхождение мнения пациента с мнением врача, недостаточная приверженность самих врачей к клиническим рекомендациям);
  • факторы, связанные с заболеваниями
    (хронические заболевания, обманчиво хорошее самочувствие у пациента, получение недостаточной информации, желание пациента справиться с лечением самостоятельно);
  • факторы, связанные с проводимой терапией
    (непереносимость препарата, побочные эффекты);
  • социально-экономические факторы
    (финансирование здравоохранения, покрытие государством расходов пациента на лекарственные препараты и др.).

Методы оценки приверженности пациентов к лечению

Существуют различные методики оценки приверженности пациентов к терапии, которые делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы — это непосредственное наблюдение и врачебный контроль приема пациентом лекарственного препарата, включающий измерение его концентрации в различных средах организма (кровь, моча, слюна и др.). В наши дни наиболее продвинутым методом оценки приверженности является система мониторинга лекарственных препаратов, которая состоит из микросенсора, принимаемого внутрь вместе с препаратом, который активируется в процессе растворения таблеток в желудочном соке, и наружного датчика, регистрирующего сигналы этого микросенсора. У данной системы существует целый ряд широких возможностей, в частности это возможность передавать лечащему врачу данные пациента через специальное мобильное приложение для смартфонов, создание напоминаний для пациента о приеме препарата в нужное время и др.

К косвенной системе контроля относятся ведение пациентом дневников учета приема препарата, опросы, анкетирование и интервьюирование больных, учет рецептов, оценка различных физиологических маркеров и клинического ответа пациентов. Все эти методы объединяет достаточно низкая точность определения поведения пациента1.

Рекомендации для врачей

Сегодня разработаны рекомендации для врачей по повышению приверженности к терапии среди пациентов:

  1. Врачу нужно максимально информировать пациента по поводу проводимой терапии.
  2. При проведении консультации целесообразно определить наличие факторов, которые могут привести к отсутствию приверженности пациентов к терапии или неготовности пациента к приему терапии.
  3. Необходимо обратить внимание на образ жизни пациента, в частности каков его график работы, сможет ли он принимать лекарства на работе, путешествует ли он.
  4. Следует обсудить с пациентами возможные нежелательные явления от назначенных препаратов.
  5. Положительную роль может сыграть вовлечение пациентов в процесс лечения и контроля его эффективности и безопасности, например самоконтроль артериального давления и уровня гликемии.
  6. Необходимы поощрение или поддержка со стороны семьи, друзей и др.

Выводы

  • Таким образом, проблема приверженности к лечению пациентов является одной из самых сложных и трудно решаемых вследствие ее многофакторности. Однако существуют перспективы ее решения, где возможный путь — комплексное воздействие на все или хотя бы большинство аспектов.
  • Важно подчеркнуть, что ключевая роль в решении этих проблем отводится лечащему врачу.

Ссылки

RU-MTR-2100072