Психологические качества врача, важные при работе с пациентом. Часть 2. «Хороший врач»
Доказав в 1 части статьи важность коммуникативных качеств врача на всех этапах взаимодействия с пациентом1, попробуем теперь конкретизировать, что это за soft skills, вставшие по значению на один уровень с профессиональными навыками.
Хороший врач
Авторы исследования2 в турецком Университете Коджаэли попытались выяснить, какими качествами, по мнению студентов медицинского факультета, обладает «хороший врач». Большинство (54,6 %) из приведенных в открытом опросе 756 качеств были связаны с межличностными отношениями и общением.
В систематическом обзоре3, основанном на анализе медицинских статей, опросов и исследований, авторы из Венского медицинского университета распределили необходимые качества «хорошего врача» на шесть условных категорий (табл. 1) с достаточно размытыми границами. По количеству упоминаний, медицинская компетентность оказалась лишь на третьем месте, первые два места заняли навыки, связанные с межличностным общением.
Качества | n |
---|---|
Общие навыки межличностного общения | 66 |
Коммуникация и вовлечение пациента в процесс терапии | 59 |
Медицинская компетентность | 50 |
Этические качества | 48 |
Навыки медицинского менеджмента | 32 |
Преподавание, непрерывное образование, исследования | 28 |
И если медицинская компетентность является профессиональным навыком, который напрямую зависит от образования и опыта, то межличностные навыки общения, коммуникационные навыки и морально-этические качества во многом определяются психологическими особенностями врача. Итак, остановимся подробнее на этих трех категориях.
Межличностные навыки
Врач — это профессия, требующая интенсивного межличностного контакта. Для пациентов контакт с врачами часто является негативным опытом, поскольку связан с болью, болезнью, состоянием неуверенности. Это базовая причина, по которой межличностные навыки врачей важны.
Межличностные навыки включают психологические качества и поведенческие паттерны, не связанные напрямую с медициной: дружелюбие и деликатность, вежливость и жизнерадостность.
Обладая подобными качествами и проявляя их, врач помогает пациенту почувствовать себя непринужденно и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.
К межличностным навыкам также относятся:
позитивный взгляд на жизнь
хорошее чувство юмора
уравновешенность
человеколюбие
Безусловно, эти качества мы хотели бы видеть во всех окружающих нас людях, но для пациента особенно важно встретить их в своем враче.
Навыки коммуникации
В медицине людям приходится принимать совместные решения в непростых ситуациях, и живое общение является фактором огромной важности.
Первостепенную роль играют такие качества врача, как умение внимательно слушать и давать понятные объяснения с учетом особенностей пациента.
Когда врач отвечает на вопросы честно и открыто, может объяснить результаты анализов и тестов на языке, понятном пациенту, это играет безусловно положительную роль в терапии.
Не стоит забывать и всем известные правила (и навыки!) вежливого разговора: например, не перебивать пациента, пока он рассказывает об истории болезни и симптомах.
Этические качества
Отношения между врачом и пациентом требуют доверия. Пациенты возлагают большие надежды на морально-этические качества своих врачей:
- Скромность;
- Честность;
- Порядочность;
- Надежность;
- Соблюдение врачебной тайны;
- Мотивация и страсть к работе, выходящая за рамки обязательств или финансовых интересов.
Способность к саморефлексии и признание пределов собственных возможностей также являются психологическими качествами «хорошего врача».
К морально-этическим качествам стоит отнести и уважительное отношение к различным этническим группам, к религиозным и культурным убеждениям.
Когда врачи эффективно используют коммуникативные навыки, от этого выигрывают и они, и их пациенты.
Примеры формулировок
В процессе коммуникации врачу необходимо соблюдать базовые правила общения с пациентом, которым уделяется время на каждом этапе обучения в принятых образовательных методиках.
Приведем несколько психологических приемов, которые помогут в коммуникации с пациентом.
Через эмпатию можно транслировать заинтересованность в судьбе пациента:
«Хорошо понимаю, что вы тогда чувствовали».
Вопросы в положительной/ложноположительной форме помогут точнее поставить диагноз:
«Константин Константинович, вас не беспокоят боли в нижней части живота?»
Необходимо описывать пациенту свои намерения (согласование действий):
«Я собираюсь измерить температуру, пожалуйста, снимите футболку».
Прием «повтор» подходит, когда нужно разговорить пациента:
«На производстве случилась авария, тогда у меня и начались неприятности».
— «Начались неприятности?»
Желательно не давать прямых советов:
«На вашем месте я бы сделал следующим образом»,
«Мое личное мнение, если желаете знать, следующее…»
Не забывайте усиливать диалог:
«Пожалуйста, продолжайте, это важно».
Иногда полезно на какое-то время отдать ведущую роль и «похвалить» пациента:
«Не уверен, как поступить в этом случае, посоветуйте вы».
Уверенное поведение врача вызывает доверие пациента, вселяет надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы организма.
Выводы
Навыкам межличностного общения можно и нужно учиться в любом возрасте и совершенствовать всю жизнь. От них зависит мотивация медицинского работника, его удовлетворенность собственной деятельностью, а главное — станет ли он действительно хорошим врачом — в глазах своих пациентов.
Ссылки
- Becker C, Hunziker S. Die Wichtigkeit der Kommunikation in der Arzt-Patienten-Beziehung [The importance of communication between physicians and patients]. Ther Umsch. 2019;76(5):231-238. German. doi: 10.1024/0040-5930/a001095. PMID: 31577188.
- Sehiralti M, Akpinar A, Ersoy N. Attributes of a good physician: what are the opinions of first-year medical students? J Med Ethics. 2010 Feb; 36(2):121-5. doi: 10.1136/jme.2009.032854. PMID: 20133409.
- Steiner-Hofbauer V, Schrank B, Holzinger A. What is a good doctor?. Was ist ein guter Arzt?/Was ist eine gute Ärztin?. Wien Med Wochenschr. 2018; 168(15-16):398-405. doi:10.1007/s10354-017-0597-8