Психологические качества врача, важные при работе с пациентом. Часть 2. «Хороший врач»

Доказав в 1 части статьи важность коммуникативных качеств врача на всех этапах взаимодействия с пациентом1, попробуем теперь конкретизировать, что это за soft skills, вставшие по значению на один уровень с профессиональными навыками.

Психологические качества врача

Хороший врач

Авторы исследования2 в турецком Университете Коджаэли попытались выяснить, какими качествами, по мнению студентов медицинского факультета, обладает «хороший врач». Большинство (54,6 %) из приведенных в открытом опросе 756 качеств были связаны с межличностными отношениями и общением.

В систематическом обзоре3, основанном на анализе медицинских статей, опросов и исследований, авторы из Венского медицинского университета распределили необходимые качества «хорошего врача» на шесть условных категорий (табл. 1) с достаточно размытыми границами. По количеству упоминаний, медицинская компетентность оказалась лишь на третьем месте, первые два места заняли навыки, связанные с межличностным общением.

Таблица 1. Категории и частота упоминаний
Качества n
Общие навыки межличностного общения 66
Коммуникация и вовлечение пациента в процесс терапии 59
Медицинская компетентность 50
Этические качества 48
Навыки медицинского менеджмента 32
Преподавание, непрерывное образование, исследования 28

И если медицинская компетентность является профессиональным навыком, который напрямую зависит от образования и опыта, то межличностные навыки общения, коммуникационные навыки и морально-этические качества во многом определяются психологическими особенностями врача. Итак, остановимся подробнее на этих трех категориях.

Межличностные навыки

Межличностные навыки

Врач — это профессия, требующая интенсивного межличностного контакта. Для пациентов контакт с врачами часто является негативным опытом, поскольку связан с болью, болезнью, состоянием неуверенности. Это базовая причина, по которой межличностные навыки врачей важны.

Межличностные навыки включают психологические качества и поведенческие паттерны, не связанные напрямую с медициной: дружелюбие и деликатность, вежливость и жизнерадостность.

Обладая подобными качествами и проявляя их, врач помогает пациенту почувствовать себя непринужденно и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

К межличностным навыкам также относятся:

позитивный взгляд на жизнь

хорошее чувство юмора

уравновешенность

человеколюбие

Безусловно, эти качества мы хотели бы видеть во всех окружающих нас людях, но для пациента особенно важно встретить их в своем враче.

Навыки коммуникации

В медицине людям приходится принимать совместные решения в непростых ситуациях, и живое общение является фактором огромной важности.

Первостепенную роль играют такие качества врача, как умение внимательно слушать и давать понятные объяснения с учетом особенностей пациента.

Когда врач отвечает на вопросы честно и открыто, может объяснить результаты анализов и тестов на языке, понятном пациенту, это играет безусловно положительную роль в терапии.

Не стоит забывать и всем известные правила (и навыки!) вежливого разговора: например, не перебивать пациента, пока он рассказывает об истории болезни и симптомах.

Этические качества

Отношения между врачом и пациентом требуют доверия. Пациенты возлагают большие надежды на морально-этические качества своих врачей:

  • Скромность;
  • Честность;
  • Порядочность;
  • Надежность;
  • Соблюдение врачебной тайны;
  • Мотивация и страсть к работе, выходящая за рамки обязательств или финансовых интересов.

Способность к саморефлексии

Способность к саморефлексии и признание пределов собственных возможностей также являются психологическими качествами «хорошего врача».

Уважительное отношение к различным этническим группам

К морально-этическим качествам стоит отнести и уважительное отношение к различным этническим группам, к религиозным и культурным убеждениям.

Когда врачи эффективно используют коммуникативные навыки, от этого выигрывают и они, и их пациенты.

Примеры формулировок

В процессе коммуникации врачу необходимо соблюдать базовые правила общения с пациентом, которым уделяется время на каждом этапе обучения в принятых образовательных методиках.

Приведем несколько психологических приемов, которые помогут в коммуникации с пациентом.

Через эмпатию можно транслировать заинтересованность в судьбе пациента:

«Хорошо понимаю, что вы тогда чувствовали».

Вопросы в положительной/ложноположительной форме помогут точнее поставить диагноз:

«Константин Константинович, вас не беспокоят боли в нижней части живота?»

Необходимо описывать пациенту свои намерения (согласование действий):

«Я собираюсь измерить температуру, пожалуйста, снимите футболку».

Прием «повтор» подходит, когда нужно разговорить пациента:

«На производстве случилась авария, тогда у меня и начались неприятности».
— «Начались неприятности?»

Желательно не давать прямых советов:

«На вашем месте я бы сделал следующим образом»,
«Мое личное мнение, если желаете знать, следующее…»

Не забывайте усиливать диалог:

«Пожалуйста, продолжайте, это важно».

Иногда полезно на какое-то время отдать ведущую роль и «похвалить» пациента:

«Не уверен, как поступить в этом случае, посоветуйте вы».

Уверенное поведение врача вызывает доверие пациента, вселяет надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы организма.

Выводы

Навыкам межличностного общения можно и нужно учиться в любом возрасте и совершенствовать всю жизнь. От них зависит мотивация медицинского работника, его удовлетворенность собственной деятельностью, а главное — станет ли он действительно хорошим врачом — в глазах своих пациентов.


Ссылки

RU-HXR-2100065