Вызовы современности: медицинский комплаенс, партнерские отношения, коммуникативная компетентность врача

Одним из современных вызовов системе здравоохранения в России является проблема несоблюдения предписаний врачей.

К сожалению, проблема медицинского комплаенса сохраняет актуальность в российском обществе. Отход от патерналистской модели взаимоотношений между врачом и пациентом, при которой врач обладает непререкаемым авторитетом, а пациент имеет скорее пассивную позицию, произошел в середине прошлого века. Новая базовая модель взаимоотношений – партнерская – подразумевает не только активное участие пациента в лечебно-диагностическом процессе, но и разделение ответственности за результат.

Достижение терапевтического сотрудничества

Условием успешного вовлечения пациента, укрепления доверия между врачом и пациентом, является учет факторов1:

  • особенности психологии пациента, «внутренняя картина болезни»;
  • клинические характеристики заболевания;
  • доступность медицинской помощи и социально-бытовые проблемы пациента и его семьи;
  • особенности врача и медицинской организации.

Терапевтическое сотрудничество

Правильная оценка заболевания врачом и пациентом на практике часто не достигается. Так, приверженность терапии сахарного диабета соблюдают чуть больше половины пациентов2. К сожалению, подобная статистика характерна для многих хронических заболеваний, комплаентность пациентов колеблется в среднем от 2 до 50 %.

Основными причинами нонкомплаенса могут быть страх нежелательных эффектов препаратов или низкая доступность, забывчивость или непонимание инструкций врача.

Психология врача и пациента

При исследовании связи психологического портрета пациента с риском / и риска нонкомплаенса было установлено, что доминантный, контролирующий тип личности пациента связан с повышением риска в 3,2 раза. Факторами, снижающими риск несоблюдения рекомендаций, являлись интерактивное обучение пациентов, комплексный подход к терапии (модификация образа жизни, формирование полезных привычек)3.

Системы повышения комплаенса

В контексте описанных проблем целесообразными являются регулярная оценка комплаентности пациентов и повышение рациональности назначений.

— Специальные шкалы (тест Мориски – Грина, Drug Attitudes Inventory, Rating of Medication Influences Scale, Medication Adherence Rating Scale, Beliefs About Medicines Questionnaire);
— Алгоритмы, системы помощи принятия решений и чек-листы;
— Медицинские девайсы для пациентов – мобильные приложения, таблетницы.


RU-MX-2100044