Вызовы современности: медицинский комплаенс, партнерские отношения, коммуникативная компетентность врача
Одним из современных вызовов системе здравоохранения в России является проблема несоблюдения предписаний врачей.
К сожалению, проблема медицинского комплаенса сохраняет актуальность в российском обществе. Отход от патерналистской модели взаимоотношений между врачом и пациентом, при которой врач обладает непререкаемым авторитетом, а пациент имеет скорее пассивную позицию, произошел в середине прошлого века. Новая базовая модель взаимоотношений – партнерская – подразумевает не только активное участие пациента в лечебно-диагностическом процессе, но и разделение ответственности за результат.
Достижение терапевтического сотрудничества
Условием успешного вовлечения пациента, укрепления доверия между врачом и пациентом, является учет факторов1:
- особенности психологии пациента, «внутренняя картина болезни»;
- клинические характеристики заболевания;
- доступность медицинской помощи и социально-бытовые проблемы пациента и его семьи;
- особенности врача и медицинской организации.
Правильная оценка заболевания врачом и пациентом на практике часто не достигается. Так, приверженность терапии сахарного диабета соблюдают чуть больше половины пациентов2. К сожалению, подобная статистика характерна для многих хронических заболеваний, комплаентность пациентов колеблется в среднем от 2 до 50 %.
Основными причинами нонкомплаенса могут быть страх нежелательных эффектов препаратов или низкая доступность, забывчивость или непонимание инструкций врача.
Психология врача и пациента
При исследовании связи психологического портрета пациента с риском / и риска нонкомплаенса было установлено, что доминантный, контролирующий тип личности пациента связан с повышением риска в 3,2 раза. Факторами, снижающими риск несоблюдения рекомендаций, являлись интерактивное обучение пациентов, комплексный подход к терапии (модификация образа жизни, формирование полезных привычек)3.
Системы повышения комплаенса
В контексте описанных проблем целесообразными являются регулярная оценка комплаентности пациентов и повышение рациональности назначений.
— Специальные шкалы (тест Мориски – Грина, Drug Attitudes Inventory, Rating of Medication Influences Scale, Medication Adherence Rating Scale, Beliefs About Medicines Questionnaire);
— Алгоритмы, системы помощи принятия решений и чек-листы;
— Медицинские девайсы для пациентов – мобильные приложения, таблетницы.
- Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. Vol. 2. P. 4–12.
- Ложкина Л. И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Vol. 15, № 3. P. 75–80.
- Соболева М. С. Факторы приверженности к терапии сердечно-сосудистых заболеваний по данным современных исследований. Клиницист. 2017. Vol. 11, № 2. P. 33–39.